В трансмиссии автомобиля для размыкания крутящего момента, который передается от двигателя к трансмиссии, установлено сцепление. Этот механизм выключается при нажатой водителем педали сцепления и снова включается, когда педаль отпущена. Сцепление необходимо для переключения передач, что невозможно сделать, когда зубцы шестерен ведомого и ведущего валов коробки передач находятся под нагрузкой. Если педаль сцепления не нажать, шестерни будут сломаны.
Устанавливается сцепление на автомобилях с механической коробкой передач и роботизированных АКПП, на классической АКПП сцепления нет.
Конструкция сцепления
На автомобилях с «механикой» сцепление состоит из маховика, с которым соприкасается ведомый диск, нажимного диска, пружинами соединенного с корзиной сцепления, выжимного подшипника и привода. При нажатии на педаль сцепления гидропривод (или трос) передают полученное усилие на вилку привода, который передает «команду» выжимному подшипнику, соединенному с корзиной сцепления. Усилие от выжимного подшипника заставляет лепестки корзины отвести нажимной диск от диска ведомого. Прерывается соприкосновение ведомого диска с маховиком, и приостанавливается передача крутящего момента к КПП.
При отпускании педали сцепления пружины отжимают лепестки от нажимного диска, который опять начинает давить на ведомый диск с тем, чтобы он вошел в соприкосновение с маховиком. Передача крутящего момента восстанавливается.
Как проявляются неисправности сцепления
Сцепление можно считать расходным материалом в силу нагрузок, которые постоянно испытывают все его детали. Эти нагрузки приводят к повышенному износу сцепления, что обычно проявляется в виде:
- возникновения проблем с включением передач при выжатой до упора педалью сцепления (сцепление «ведет»). Передачу или невозможно включить, или она включается трудно. Причиной может быть износ ведомого диска, поломка пружин, попадание воздуха в гидропривод или утечка жидкости;
-
появления шума при выжимании педали сцепления – проблемы с выжимным подшипником или дефект диафрагменных пружин корпуса сцепления;
-
появления вибрации при выжимании педали сцепления – дефект или поломка демпферных пружин ведомого диска, изношенность деталей механизма;
-
возникновения пробуксовки – нарушена геометрия поверхности маховика, возник ее неравномерный износ, ослабла диафрагменная пружина в корпусе сцепления. Особенно заметна пробуксовка при подъеме в гору, когда нажатие на педаль газа не приводит к увеличению скорости автомобиля.
При возникновении одной из этих неисправностей специалисты нашего технического центра «АвтоРитм» рекомендуют провести замену всего комплекта сцепления. В любом случае для замены вышедшей из строя детали механизма потребуется демонтаж коробки передач, а все детали сцепления имеют одинаковый эксплуатационный ресурс и, соответственно, примерно одинаковый износ.
Примечание: если проблема застала вас в пути, надо постараться доехать до автосервиса. Скорее всего, повторяя попытки включения передач, не прикладывая к рычагу сильного усилия, вам это удастся. Запросите сначала диагностику, ведь настоящая причина ваших неприятностей может оказаться не такой уж серьезной.
Ремонт и замена сцепления
Цена ремонта и замены комплекта сцепления определяется трудоемкостью проведения этой технологической операции, которая у разных моделей автомобилей различается. Кроме замены комплекта сцепления, в нашем техцентре вы сможете заказать замену главного и рабочего цилиндров, шлангов и тросика.