Для нормальной работы двигатель автомобиля должен работать в определенном, заданном температурном режиме. Поэтому конструкция автомобиля имеет достаточно сложную систему охлаждения. За счет большой теплоемкости антифриза она равномерно охлаждает рабочие поверхности мотора. Также, жидкостная система охлаждения снижает уровень шума работающего двигателя. Для бесперебойной работы системы необходимо техническое обслуживание и грамотный ремонт. Если пренебречь ТО, вероятны:
- перегрев двигателя;
- искривление ГБЦ;
- разрушение компонентов системы охлаждения (радиатор, патрубки и т.д.);
- критический износ силового агрегата, вплоть до заклинивания;
- изменение токсичности выхлопных газов;
- разрушение подшипников вала, крыльчатки турбокомпрессора.
Конструкция жидкостной системы охлаждения закрытого типа
Система состоит из радиатора, вентилятора, насоса, термостата, расширительного бачка и соединительных патрубков. Охлаждающая жидкость циркулирует по большому и малому кругам, поддерживая оптимальную температуру ДВС и салона. При запуске мотора система задействует малый круг, так как требуется быстро довести его до рабочих температур. После прогрева охлаждающей жидкости до 80 - 95 °C срабатывает клапан термостата – происходит циркуляция по большому кругу, задействуется радиатор. Если температура охлаждающей жидкости возрастает до 95 °C, малый круг перекрывается. Это гарантирует сохранность стенок в блоке цилиндров. Для контроля встраиваются вспомогательные элементы: ЭБУ, датчики, механизмы слива.
В ходе обслуживания наши мастера прежде всего проверяют функционирование этих элементов и производят очистку радиатора. Для этого на автомобиле демонтируются детали, мешающие доступу к радиатору, а иногда и сам радиатор частично снимается с креплений. Для очистки применяется специальная автохимия и горячая вода из специального распылителя, чтобы не повредить соты радиатора. В сложных случаях используется парогенератор. Также, проверяется герметичность системы, тепловой баланс и заменяется антифриз, Комплексная диагностика необходима при наступлении холодного или теплого сезона, её можно совмещать с регламентной заменой масла.
Функции основных элементов:
- современный радиатор делается из пластика и алюминиевых трубок и сот. Внутри циркулирует антифриз, который интенсивно охлаждается за счет рассеивания тепла в воздухе. В форсированных режимах, дополнительное охлаждение обеспечивается вентилятором, имеющим электропривод или вязкостную муфту. В заливную горловину встраивают клапан, который отводит пары, рабочей жидкости, которая расширилась при нагреве;
- расширительный бачок компенсирует расширение жидкости. Самый простой вариант – емкость с подсоединенной резиновой трубкой для соединения с верхним бачком радиатора;
- насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости благодаря крыльчатке со сложными лопастями;
- термостат используется для регулировки температуры, функционирует в автоматическом режиме. В большинстве машин установлены двухклапанные механизмы, внутрь которых помещен твердый наполнитель. Проверка работы термостата обязательна, если вы заметили перегрев силового агрегата.
Типичные поломки системы охлаждения
|
Признаки неисправности
|
Ремонт от “Авторитм”
|
Перегрев мотора из-за лопнувшего патрубка радиатора и вытекания охлаждающей жидкости.
|
Замена патрубка, заправка и диагностика системы охлаждения.
|
Подтекание помпы системы охлаждения.
|
При критическом износе подшипников, осевых люфтах помпы проводят замену водяного насоса в сборе. Обязательно проверяют целостность ремня привода и герметичность агрегата.
|
Некорректные показания датчика температуры.
|
Проверка целостности электросистемы датчика. Замена датчика.
|
Нарушена работа вентилятора.
|
Мастера разбираются с причиной поломки, тестируют электропроводку термореле, электромотор и т.д.
|
Утечки антифриза из радиатора.
|
Замена радиатора охлаждения.
|
Протекание охлаждающей жидкости из треснувшего расширительного бачка.
|
Замена или, если возможно, ремонт расширительного бачка.
|
Для выявления скрытых течей в “Техцентре АвтоРитм” проводится опрессовка системы охлаждения. С помощью специального оборудования создается избыточное давление в системе до 1 МПа. Таким образом мастера выявляют точное место подтеканий: прокладки, сальники, шланги, соединения.